О ЗАВИСТИ, ЖАДНОСТИ И НЕВОЗДЕРЖАНИИ, ВОРОВСТВЕ И ЛЖИ.
Готовящимся к Исповеди считаем долгом сообщить: иные грехи, принадлежащие к числу особо тяжких, христианин может и должен оставить тотчас после покаяния у священника, что кающийся и обещает Богу у креста и Евангелия. Но есть такие невольные недуги, которые врачуются не сразу, а по мере усердия, внимательности к себе самому и прилежания к Таинствам Церкви. К примеру, покаявшись единожды в нечестности, обмане, мы призваны никогда более так не согрешать, а вот от осуждения, тщеславия, гордости, раздражительности избавляются, как правило, не сразу. И пусть это, дорогие читатели, никого из вас не смущает. Ведь не смущает же нас необходимость омывать ежедневно нечистоту телесную или весьма часто стирать нашу одежду, хотя мы знаем, что она неминуемо загрязнится вновь! Те же, которые положили Исповедь в основание своей духовной жизни, мало-помалу совершенно избавятся от всех недугов души, сколь бы множественными и закоренелыми они ни были. Велик Бог наш, и безмерна милость Его к истинно кающимся!
Но сейчас нам надлежит сразиться с завистью, жадностью, воровством и ложью. Порок зависти – один из самых безобразных в списке грехов человеческих, завистники – подлинные рабы нечистого духа. Говорят, что каждая страсть кладет особую печать на лицо, на внешность человека. Так вот, зависть высасывает все здоровые соки из христианина, словно высушивает его, сообщает лицу мертвенно-бледный или зеленоватый оттенок. Конечно, не над всеми взяла она такую силу, но шевеление ее в груди многие чувствовали.
Прости нас, Милосердный Господи!
Ко всем христианам относится завет Апостола: “Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими”. Тот же, кто мрачнеет и печалится, слыша о чужом преуспеянии, ропщет на собственную судьбу при известии о чужом счастье, ликует при слухах о бедствиях ближних, пусть ныне кается глубоко, слезно, сокрушенно!
Прости нас, Милосердный Господи!
Все вы чувствуете, как близка зависть к гневу – это сестра с родным братом, отец которым – сам диавол. Может быть, зависть повергала кого-то из наших читателей в недоброжелательство, недовольство, бесплодные сетования и ропот, делала нас озлобленными на самую жизнь?
Прости нас, Милосердный Господи!
Хотите исцелиться от этого гадкого чувства? Старайтесь всегда быть довольными и благодарными Господу за то, что вы имеете, не мечтая о том, чего вам не дано. “Великое приобретение, – говорит святой Апостол Павел, – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем”.
Вот прекрасная молитва, врачующая от недовольства и зависти: “Господи, благодарю Тебя за то, что у меня есть, и трижды благодарю Тебя за то, чего у меня нет!”
Есть такое старинное слово “сребролюбие”, названное в Священном Писании “корнем всех зол”. Означает оно пристрастие не только к деньгам, но и вообще ко всем земным благам. Сребролюбие на Евангельском языке называется еще служением маммоне. В переводе же на детский язык этот грех именуется неприятным словом “жадность”. Ожидая перечня всех поступков, связанных с жадностью, заранее хочется сказать:
Прости нас, Милосердный Господи!
“Жадина-говядина” – так обычно русские дети посмеиваются над юными поклонниками этой древней страсти. Не заслуживал ли кто из нас по справедливости этого обидного прозвища?
Прости нас, Милосердный Господи!
Жадные ведут себя крайне неблагородно даже со своими друзьями: ни с кем ничем не делятся, помышляют, как бы от кого чем поживиться, забывая слова Господа нашего Иисуса Христа: “Блаженнее давать, нежели принимать”.
Господи Милосердный, и мы смотрели не на лица, а на карманы и сумки самых близких нам людей при встрече с ними! Прости нас, грешных!
Дети, заболевшие жадностью, смотрят исподлобья, глазенки бегают, движения судорожные, руки цепкие: схватят – не выпустят! Про таких в шутку говорят: “глаза завидущие, руки загребущие”. Не приходилось ли нам выступать в этой роли?
Прости нас, Милосердный Господи!
Когда тщеславие заводит дружбу с жадностью, мы часто начинаем бахвалиться собой, своими вещами или собственностью нашей семьи. Не случалось ли нам приносить огорчение сверстникам, взахлеб рассказывая им о наших потрясающих игрушках, тихо урчащем компьютере или собственных “выдающихся” талантах и способностях?
Прости нас, Милосердный Господи!
Напротив, видя товарища в модной обнове, не сгорал ли кто от зависти, с назойливостью не докучал ли родителям, покуда не превращался в “обезьянку-близнеца” того, кому завидовал. Но хуже всего, если мы ценим людей не за образ и подобие Божие, а за их земное богатство, и говорим: “Они стоят столько-то и столько-то”. Грязные поросята в этом отношении куда благороднее, нежели иные из нас!
Прости нас, Милосердный Господи!
Сколько позора, срама выпадает на долю жадного, когда он натаскает свое добро, спрячет ото всех, а потом вдруг “тайничок” его обнаружат, да еще с чужими вещами! Если с кем случалось, хотя бы в раннем детстве, подобное –
Прости, прости нас, Милосердный Господи!
Но о воровстве придется рассказать обстоятельнее. Воровство иногда называют иудиным грехом, ибо Иуда был вор. Предатель носил ковчежец, куда народ жертвовал Апостолам деньги для раздачи милостыни, а недостойный ученик тайно пользовался этими средствами. Воровство – грех смертный, почему Евангелие и свидетельствует грозно: “Не обманывайтесь: ни блудники… ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют!” Все чужое, что было взято без спроса и дозволения, хотя бы и мелочь, как мы тогда посчитали (например, овощи, яблоки из чужого сада), – ворованное.
Прости нас, Милосердный Господи!
Иные дети, к несчастью, позволяли себе таскать с прилавков и прятать по карманам сладости или небольшие игрушки и выходили из магазина, не уплатив за них. Посмотрите-ка на свои руки! У кого из нас пальцы повинны в воровстве?
Прости нас, Милосердный Господи!
А другие залезали в мамину сумочку, шарили по родительским карманам – какое оскорбление тех, через кого Бог дал нам жизнь!
Прости нас, Милосердный Господи!
В некоторых восточных странах современные законы определяют за воровство наказание – отсечение правой руки! Признаемся все вместе: у нас руки и ноги до сих пор целы лишь по милости Долготерпеливого Господа.
Каемся! Грешны пред Тобою, Господи!
Как отвратителен грех воровства! Как неузнаваемо меняет он человека! Нечистый на руку движется крадучись, озираясь по сторонам: как бы кто не заметил. Несчастный! А Бог-то с неба все видит! “На воре и шапка горит”, – утверждает русская пословица. Не узнал ли кто в этом портрете самого себя, хотя бы то было и давным-давно? Давно, да не скажешь, что неправда!
Прости нас, Милосердный Господи!
А представьте себе, какой позор для родителей – узнать, что у них сын воришка? Не причиняли ли мы им такой скорби? Пусть даже только раз взяли чужое без спроса. Зато как нам жгла ладонь украденная вещица!
Застигнутые на месте преступления, иные от стыда готовы были сквозь землю провалиться!
Прости нас, Милосердный Господи!
Внимательно пересмотрите, друзья, свои вещи, игрушки, книги, что бы то ни было. Если найдете чужое и вспомните, у кого взяли, подобает прежде отдать, а потом идти к священнику на покаяние. А некоторые даже забыли, что у кого стащили.
Прости нас, Милосердный Господи!
“Повинную голову меч не сечет”, – учит нас народная мудрость. Но все ли из нас так же смело признавались, как смело брали? Иных потому и называют плутишками, что, будучи обличены, они запирались, отнекивались, выдумывали небылицы, валили с больной головы на здоровую, то есть сваливали вину на других.
Прости нас, Милосердный Господи!
Учтите, друзья, что если сегодня не покаемся, не найдем в себе мужества признаться во всем на Исповеди, этот тягчайший грех может совершенно поработить нас и, превратившись в навык, в болезнь, довести до трагедии!
Сохрани нас от сего, Милосердный Господи!
Да, пороки действительно связаны друг с другом одной адской цепью. Разорвать ее можно только силой Божией – чрез Таинство Исповеди. Вы видели, что нечестность вынуждает людей обманывать, лгать, изворачиваться – словом, согрешать ложью.
Прости нас, Милосердный Господи!
Вспоминая прожитые нами дни, покаемся за каждое слово неправды, лжи, обмана, лукавства, особенно по отношению к родителям, с которыми мы должны быть наиболее искренни и правдивы!
Прости нас, Милосердный Господи! Помоги нам исправиться, дабы Святая Исповедь принесла и облегчение, и исцеление совести! Милостив буди нам, грешным!
А кто это взирает на нас с иконы в крестчатых ризах (знак епископского достоинства) с Евангелием в руке? Чей взор смотрит так строго и неподкупно, а вместе и ласково, тепло на всех кающихся? Ну конечно, вы сразу узнали Святителя и Чудотворца Николая, заступника сирот и вдовиц, обличителя жестоких и несправедливых! Выслушаем же поучение из уст милостивого пастыря
“Чада Христовы! Братолюбие между вами да пребывает. Нрав имейте несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Бог сказал: “Не оставлю тебя и не покину тебя”. Слово Его – истина. Ведайте же, что отцом лжи является сам диавол. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему… Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделить нуждающемуся. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого из невнимательных поглотить. Только бы не пострадал кто из вас как вор или злодей, посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Впрочем, чада, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, храните единомыслие – и Бог любви и мира будет с вами”.
Так Чудотворец Николай своей святительской десницей благословляет нас на добрую и честную жизнь, чуждую зависти и лукавства!
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Отрывок из книги "Моя первая исповедь"